Березниковское музыкальное училище
Новости
12.02.18 

07.02.18 

26.12.17 


Федорова А.В. г.Березники
преподаватель ГБПОУ «Березниковское
музыкальное училище»(колледж)

Некоторые проблемы педализации в классе фортепиано.

   Педаль - уникальное свойство фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Это подчеркивали все выдающиеся представители советской фортепианной школы, в частности Г. Г. Нейгауз в «Искусстве фортепианной игры» говорит, что педаль - это самобытное и прекрасное свойство инструмента и сильнейшее средство воздействия. Педализация бесконечно повышает выразительные возможности исполнения. К. Н. Игумнов сказал о педали: «Как в живописи нужны красочные мазки, так в музыке педаль нужна для создания красок» [6, с. 96]. Умение педализировать - один из компонентов художественного мышления музыканта-исполнителя, поэтому обучение педализации абсолютно неотделимо от воспитания музыкального мышления и должно быть составной частью всего педагогического процесса и, следовательно, должно находиться в поле зрения педагога. Учащиеся часто применяют педаль формально, пользуясь только указаниями педагога, не пытаясь вслушаться и музыкальную ткань и понять функцию педали и каждом данном произведении. Данная проблема - одна из труднейших в фортепианной педагогике, поэтому фортепианная методика не может обойти вопросы педализации. В умении пользоваться педалью проявляется творческое воображение и яркость образных представлений, глубина понимания музыки и чувство стиля. Трудно дать общие рекомендации о начале обучения педализации. На первом году обучения детям трудно обычно справляться с педалью, даже если ноги достают до нее. Поэтому приступать к изучению педализации следует тогда, когда ребенок научится разбираться в своих слуховых представлениях, овладеет навыками исполнения основных штрихов (легато, нон легато, стаккато) и его физические данные позволят свободно, без напряжений, без искажения посадки пользоваться педалями. Это бывает практически не ранее второго класса.

Прежде чем исполнить пьесу с педалью, следует рассказать, для какой цели она употребляется и как надо пользоваться ею. Сначала надо обратиться к слуху учащегося. Хорошо сравнить педализируемый звук с беспедальным, обратив внимание ученика на то, что правая педаль делает звук полнее и продолжительнее, а левая - более матовым. Лучше, если ученик сам скажет, чем отличаются педализируемые звуки от не педализируемых и определит по слуху, когда педагог применяет правую педаль, когда левую, а когда играет без педали. Полезно разъяснить ученику механизм звукоизвлечения. Это, во-первых, - ударность звукоизвлечения. (показать на рояле, зажав соответствующую струну, взять клавишу). Во - вторых - отсутствие полного физического легато, т. е. сыгранная мелодия не представляет плавной звуковой линии как, например, на смычковых инструментах. В - третьих - насильственное прекращение звука демпфером, т. е. демпфер механически прихлопывает еще вибрирующую струну, поэтому звук на рояле гаснет. Нажатая педаль открывает все струны, поднимая демпферы, тогда извлеченный звук попадает в атмосферу вибрации других струн, становится полнее, богаче обертонами, лучше несется в пространство. Кроме того, удар молоточка о струну несколько растворяется в ответном гуле струн и становится смягченным шумом, а не стуком. И, наконец, при поднятых демпферах звук затухает естественно. Именно в этом смысле, по выражению А. Г. Рубинштейна, «ПЕДАЛЬ - ДУША РОЯЛЯ» [4].

   Объясняя ученику педаль в действии надо сказать, что на лапку должна нажимать предплюсная часть ступни, а не плюсная ( т. е. не пальцы), т. к. пальцы ноги недостаточно сильны и это понижает уверенность в движениях ступни. Пятка упирается в пол, а не находится в воздухе. Носок ноги не должен терять контакта с педальной лапкой, он должен как бы срастись с педалью. Нога должна быть свободной, без напряжений. Необходимо сразу требовать от ученика бесшумного нажатия и, особенно, отпускания педали, слитности ноги с педалью (как будто подошва «ПРИКЛЕИЛАСЬ» к педальной лапке). При воспитании первых навыков педализации лучше не употреблять слова «СНЯТЬ» педаль, т. к. это невольно связывается с представлением «снять ногу с педали». Слово «ОТПУСТИТЬ» более точно отражает характер действия. К сожалению, у некоторых фортепиано педаль расположена выше, чем у рояля. В этих случаях для уменьшения напряжения можно под педаль подкладывать доску. Вся работа над педалью связана со слуховой деятельностью. Можно сказать, что хорошая педализация есть результат активной деятельности слуха. Работа над звуком, его характером уже представляет богатое поле для развития слуха, а овладение навыками педализации, где ребенок учится отличать тембровую окраску звуков, способствует развитию тембрового слуха. Очень важно с детских лет создать привычку постоянного слухового контроля, научить правильным приемам педализации, развить инициативу в поисках звуковых красок с помощью педали в соответствии со стилем исполняемого произведения.

   Поскольку в младших классах музыкальной школы реже встречаются пьесы, исполняющиеся с левой педалью и техника ее применения проще, ознакомление с педализацией целесообразно начинать с правой педали. Очень часто у педагогов-практиков возникает вопрос: «с какой педали надо начать обучение педализации, с прямой или с запаздывающей?» Мнения на этот счет расходятся. Некоторые педагоги считают, что лучше начинать с прямой педали, т. к. детям легче координировать движения рук и ноги в одну сторону. Но если учесть, что в исполнении произведения с педалью внимание ученика мы направляем на слушание педального звучания, способность извлекать не просто звук, а нужный звук: красивый, мягкий, густой, длинный или светлый - то лучше начинать с запаздывающей педали. Если ученик, прежде всего, усвоит прямую педализацию, то ему сложнее переключиться на педаль запаздывающую: нога по привычке нажимает педаль вместе с звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит «грязь». В случае перехода от запаздывающей педали к прямой, даже если ученик, по привычке, и возьмет педаль чуть позже, то это не отразится на чистоте гармонии.

   Первое педальное упражнение лучше сделать без звука, только правой ногой. Под счет педагога ученик должен нажимать и отпускать педаль. Лучше, если педагог будет считать на «раз - два», а ученик на счет «два» будет нажимать педаль, а на «раз» отпускать. Это ближе подведет ученика к запаздывающей педали. Ученик быстро усваивает это, и тогда можно перейти к педальным упражнениям со звуком: берется звук или аккорд и, после того как он услышан, нажимается педаль. Обратить внимание ученика на изменение окраски звука. Он обогащается звучанием обертонов на других струнах уже после своего возникновения. Часто встречаются пьесы, где берется педаль в самом начале, перед звукоизвлечением. Для того чтобы зафиксировать слуховое внимание ребенка на моменте звукоизвлечения на заранее взятой педали, можно порекомендовать упражнение №2:нажимается педаль, после чего берется звук. Когда звук услышан на педали, педаль отпускается, звук продолжает звучать при снятой педали. Здесь мы наблюдаем более яркое звучание в начале, сразу же обогащенное своими обертонами, но без дальнейшего участия колебаний других струн. Это упражнение труднее первого, так как в нем одновременно сочетаются противоположные движения руки и ноги. После этих упражнений можно предложить ученику сыграть легато несколько звуков, и на каждый звук брать запаздывающую педаль. Некоторые упражнения на запаздывающую педаль рекомендует Е. Ф. Гнесина в «Подготовительных упражнениях к различным видам фортепианной техники»: на счет «раз» нажимается звук, на счет «два» педаль, на «три» клавиша отпускается, звук остается на педали, на «раз» берется новый звук, педаль снимается и т. д. Необходимо проверять слухом, чтобы звук, оставленный на педали, был связан со следующим без перерыва. Такое упражнение дает навыки педального легато и заставляет активно вслушиваться в тянувшиеся звуки. Еще больший слуховой контроль требуется в упражнении при игре хроматизмов. Самое трудное - установить точный момент взятия запаздывающей педали. Необходимо не только уметь запаздывать с нажимом педальной лапки, но и не отпускать ее раньше времени, как бы дышать без одышки.

Версия для печати
ГлавнаяНовостиАфишиСведения об образовательном учрежденииОб училищеАбитуриентамКонкурсы, фестивалиМетодические материалыКарта сайтаПротиводействие коррупцииКонтакты
Работает на Amiro CMS - Free