Березниковское музыкальное училище
Новости
12.02.18 

07.02.18 

26.12.17 


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Березниковское музыкальное училище» (колледж)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа

РОЛЬ ХОРОВОГО ЖАНРА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Р.ЩЕДРИНА

по страницам публикаций

для специальности 073502 «Хоровое дирижирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

преподаватель Гончарова Е.С.

 

Рецензент:

преподаватель Сорокина И.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березники 2013

 

         Методическая работа «Роль хорового жанра в творческом наследии Р.Щедрина», составлена по специальности среднего профессионального образования 073502 «Хоровое дирижирование».

 

Организация разработчик ГБОУ СПО

«Березниковское музыкальное училище» (колледж).

 

 

Составитель: Гончарова Е.С.

                         преподаватель

 

 


Рассмотрена на заседании ПЦК

«Хоровое дирижирование»

 

Протокол №____ от «____» 2013г.

 

Председатель

ПЦК «Хоровое дирижирование»

 

______________Сорокина И.П.

 


 

 

 

 


Одобрено на заседании

Методического Совета

 ГБОУ СПО «Березниковское

Музыкальное училище»

 

Зам. директора по учебно-

методической работе

 

_______________ Груздева Е.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.     Пояснительная записка………………………………………………………4

2.     Основная часть:

Роль хорового жанра в творческом наследии Р.Щедрина………………...5

3.     Заключение …………………………………………………………………30

4.     Литература ………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Современное музыкальное творчество выдвинуло перед музыковедением ряд специфических проблем. К ним относятся раскрытие новых выразительных возможностей, заключающиеся в синтезе жанров, полистилистика, подчинение новейших звуковых систем содержательным целям; более свободное и творчески самостоятельное прочтение фольклора и др.

Успешное решение их, в значительной мере способствовало развитию и совершенствованию самого творческого метода отечественного искусства – его гибкости и многогранности.

Отсюда, перед музыковедами ставятся серьезнейшие задачи глубже анализировать творческие явления, активнее пропагандировать лучшие произведения, делая их достоянием самой широкой аудитории, раскрывать многообразие тенденций и находить и поддерживать ведущие.

Цель настоящей работы, заключена в том, что бы дать общую панораму процессов, которые просматриваются в хорах a cappella 1950-70х годов Р.Щедрина, начиная с его ранних, юношеских опытов, а так же  некоторых ведущих тенденциях композиторского подчерка хорового мастера.

Стержнем, вокруг которого строится все содержание методической работы, является краткий обзор содержания хоров и хоровых циклов, их художественно эстетическая направленность, а так же выявления новаторских черт стиля хорового письма Р.Щедрина. Применение настоящей работы, возможно, в деле изучения творчества композитора, как на предмете «Современная хоровая литература», так и в целом, в рамках профессиональной подготовки хоровых дирижёров средних специальных учреждений, специальности 073502.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ  ХОРОВОГО  ЖАНРА  В  ТВОРЧЕСКОМ  НАСЛЕДИИ  Р.  ЩЕДРИНА

По страницам публикаций

  Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Отец – Щедрин Константин Михайлович, музыкант – теоретик, педагог, музыкальный деятель. Мать – Щедрина   Конкордия Ивановна.  На Родиона Щедрина как  будущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Его дед был православным священником в городе Алексине Тульской губернии. Отец композитора, К.М.Щедрин был одарен редкостными музыкальными способностями – «магнитофонной» памятью, абсолютным слухом. В конце 1944 – начале 1945 года в СССР открылось новое учебное заведение – Московское хоровое училище (мальчиков). Его создатель и первый директор, известнейший хормейстер А.Свешников пригласил туда отца Р.Щедрина преподавать историю музыки и музыкально – теоретические предметы, а тот, в  свою очередь, попросил принять на учебу и своего сына. У Родиона был абсолютный слух и достаточно приемлемый голос. В хоровом училище для мальчика открылась такая сфера, о которой он не подозревал. Позднее Р. Щедрин вспоминал «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие–то глубинные внутренние струны.  И первые мои композиторские опыты были связаны с хором». В хоровом классе была пропета вся история этого искусства: от мастеров «строгого стиля» 16 века Жоскена де Пре,Палестрины, Орландо Лассо до  русской духовной музыки – Чеснокова, Гречанинова, Кастальского, Рахманинова.

Сочинение  музыки в училище специально не преподавалось, однако высокая суммарная  музыкальная подготовка позволяла ученикам делать опыты  и в музыкальной композиции. Для поощрения их творчества Свешников давал возможность  тут же и исполнять свои сочинения.

В  1950  году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета – фортепианный,  в класс Я. Флиера, и теоретико – композиторский, в класс профессора Ю. Шапорина по сочинению.  Полученные в Московском училище знания и навыки, тонкое ощущение специфики хорового звучания  он отлично претворил уже в своих первых хоровых произведениях, созданных в консерваторские годы. Два хора на стихи А.С. Пушкина «Утро», « Тиха украинская ночь» для детского или женского хораа cappella и полифонический вокализ «Ива, ивушка» для смешанного хора а cappella. Эти сочинения   получили широкое  распространение как в исполнительской практике так и в учебной литературе. Два хора на стихи Пушкина различны по музыкальному содержанию. Хор «Утро», написанный на текст лирического стихотворения «Румяной зарею покрылся восток»  пленяет простотой,  ясностью и выразительностью стиля. В нем ощущается влияние «хорового романса»  - традиционного жанра светской хоровой музыки конца 19 начала 20 века, получившего распространение в творчестве Кюи, Калинникова, Чеснокова. Вместе с тем, гармонический язык интенсивное секвентное развитие свидетельствуют о современности мышления (см.пример №1).

 

 

№1 Р.Щедрин «Утро»


 Второй хор – « Тиха украинская ночь» - написан на текст отрывка из поэмы «Полтава».  Хору присущи глубокие контрасты и драматизм, которые в большой мере определили своеобразие и яркость музыкального решения. В основе замысла  - образное противопоставление крайних разделов трехчастного хора, с одной стороны, и его середины  - с другой.  Крайние части – картина умиротворенной  природы, тонко  переданная в звуках. В резкий конфликт вступает музыка центрального раздела, воплотившая страдания Кочубея, томящегося в ожидании казни. Точно рассчитанный композитором  драматургический эффект сопоставления особо выразительно усиливает художественное  впечатление. Музыка крайних разделов  безмятежна и романтична, при  этом  в ней  слышна  некоторая отчужденность.

Глубокая  пропасть  разделяет  два  сталкиваемых в хоре образных мира:  мягкая  кантилена  пейзажной  звукописи  сменяется в середине драматической  декламацией, переходящей  в кульминации в зловещий шепот (см. пример № 2).

 №2 Р.Щедрин «Тиха украинская ночь»


   Другой хор Щедрина  «Ива, ивушка»  - полифонический  вокализ для  смешанного  хора  а cappella  демонстрирует  нам  еще  одну  грань  дарования Р.Щедрина  -  воплощение  трагических  образов.  Он  написан  на собственный  текст. По форме  хоровое  фугато, музыка  которого  выдержана  в  одном  настроении  и  образно  статична,   интонационно  близка  к  русской  протяжной  песне. Народность  звучания  это  сочинения  определяется  и  особенностями  лада: преимущественно  натуральный  минор, в  кульминации  преобладает  дорийская  краска; используется  субдоминантовая  тональность  в  проведении  ответа.  В  насыщенном, динамическом  проведении   темы  композитор  проявляет  мастерство  в  слышании  хоровой  фактуры.  В  движении  к  кульминации,  акцентируя   в   теме  интонации  народных  причитаний,  Щедрин  вводит  элементы  подголосочного  изложения,  переменный  размер,  насыщая  таким  образом  классическую  имитационную  полифонию  чертами  русской  народной  музыкальной  речи  (см.  пример  №3).       

 

    №3 Р.Щедрин «Ива, Ивушка» Фуга-вокализ




Ранние  хоры  Щедрина,  которым   присуща  естественная  мелодика,  ощущение  хоровой  специфики  и  новизна  художественных  приемов,  подготовили  формирование  ярко  индивидуального  стиля  композитора,  который  утвердился  в  последующих  хоровых  опусах.

 В  конце  60-х  годов  Щедрин  создает  Четыре  хора  на  стихи  А. Твардовского  -  один  из  немногих  примеров  произведений  военной   тематики  в  форме  цикла  для  хора  а  cappella.

 Для  большинства  авторов,  обращавшихся  в  своем  творчестве  к  столь  трудной  и  ответственной  теме,  как  тема  Великой  Отечественной  войны,  большую  роль  играли  субъективные  впечатления  лично  пережитого  и  выстраданного  в  те  суровые  годы.  Каждый  хор  представляет  собой  миниатюру,  выдержанную  в  одном  настроении,  без  внутренних  контрастов.  В  качестве  литературной  основы  избраны  стихи  о  войне,  написанные  Твардовским  в  разные  годы  (1943 – 1948).  Щедрин  выстраивает  стихи,  руководствуясь  линией  движения  ко  все  более  широкой  обобщенности.  Строки,  написанные  под  непосредственным  впечатлением  от  военных  событий,  сменяются  стихами – воспоминаниями,  размышлениями  автора  о  пережитом. 

     Первые  два  хора  по  содержанию  -  выполняют  роль  экспозиции,  третий  -  трагедийная  кульминация,  четвертый  -  величавый  эпилог.  Циклу  присущи  контрастные  чередования  и  перекрестные  связи  частей.  Так,  например,  первый  и  третий  хоры  содержат  жанровые  черты  марша.    Маршевая  пульсация  служит  в  них  постоянным  напоминанием  о войне,  символическим  выражением  неумолимо – суровой  поступи  времени.  Вторую  и  четвертую  часть  цикла  роднит  лирическое  наклонение  и,  в  той  или  иной  мере,  свободно  претворенная  хоральность.

      Первый  хор,  « Как  дорог  друг»  по  смыслу  исполняет  в  цикле  роль  пролога,  вводящего  слушателя  в  особый  образный  мир,  который  предстает  перед  нами  в  событиях  минувшей  войны.  В остинатной  формуле,  неизменно  переходящей  от  одной  группы  хора  к  другой,  своеобразно  имитирующих  размеренность  солдатского  шага.  Маршевая  поступь  остается  вторым  планом,  в  то  время  как  в  октавной  хоровой  декламации  звучит  суровый « монолог  от  автора»  -  лаконичный  рассказ  о фронтовых  буднях  (см.  пример №4).

№4 Р.Щедрин   «Как дорог друг»

       

 

 

Второй  хор,  «Прошла  война»,  лирическое  повествование.  Песенное  начало  проявляется  в  эмоциональной  наполненности интонаций,  в  плавности  мелодического  рисунка,  и  в  сглаженности  метроритмической  пульсации.  Самые  выразительные  интонации  в  просветленной  партии  сопрано,  отличающейся    особой  нежностью,  сравнительной  простотой,  мягкостью,  по  сути  это  образ  скорбящей  матери.  В  финале  хора  происходит  ладовое  просветление,  модуляция  в  одноименный  мажор (см.  пример  №5).

№5 Р.Щедрин «Прошла война»

 

 

В  данном  контексте,  благодаря  яркому  образному  сопоставлению,  которое  воздействует  особенно  сильно:  плачущая  женщина  на  фоне  весеннего  благоухания  возрождающейся  природы.

Далее  резким  контрастом  второй  части  звучит  третий  хор,  « Я  убит  подо  Ржевом».  В  этом  стихотворении  поэт  прибегнул  к  оригинальной  форме  выражения  глубокой  этической  идеи.  Призыв  к  честности,  добру  и  чувству  гражданского  долга,  обращенный  к  современникам  и  потомкам,  исходит  от  неизвестного  рядового  солдата,  погибшего  в  одном  из  сражений  Великой  Отечественной  войны.  Голос  ее  реального  участника,  доносящийся  как  будто  с  того  света,  постепенно  набирает  силу  и  символически  объединяясь  с  голосами других  павших  бойцов,  незаметно  перерастает  по  смыслу  в голос  совести  живого  человека,  остающегося  перед  убитыми  в  вечном  неоплатном  долгу.  Этот  хор  -  смысловая  кульминация  произведения.  На  особый  лад  настраивает  мелодический  речитатив  баса – солиста  и  последующее  за  ним  изложение  основной  темы  сухими,  отрывистыми  аккордами  у  мужского  хора  (см.  пример  №6).  

 

№6 Р.Щедрин «Убит подо Ржевом»

 




       Музыкальная  форма  этого  хора  строится  по  принципу  наложения  признаков  репризности  на  вариантно – строфическую  основу  с  развернутым  сольным  запевом – вступлением.  Далее  вступает  солирующий  тенор,  берущий  на  себя  функцию  основного  рассказчика.  С  появлением  каждого  нового  тембра,  каждого  дополнительного  голоса  хоровая ткань  становится  все  более  насыщенной,  массивной…  В  процессе  развития  важна  роль  двух  образных  планов.  Первый  -  неторопливый  рассказ  солдата,  который  сопровождается  скорбными  интонациями  -  представлен  мелодической  кантиленой(сольные  партии,  женский  хор).  Второй   - характеризуется  сухими  лаконичными  интонациями  мужского  хора,  передает  состояние  оцепенения  под  впечатлением  жутких  картин  смерти  и  опустошения.  В  этом  хоре  образ  убитого  в  безымянном  болоте  бойца  перерастает  в   собирательный  образ 

« воина – брата»,передающего  живым  свое  духовное  завещание,  В  контексте  хора  слово  «брат»  получает  гражданственно – патриотический  смысл  и  то  значение,  которое  вкладывал  композитор  в  своем  посвящении  цикла.  И,  наверное,  не  случайно  интонирование  слов  «брат»,  «братья»    совпадает  с  кульминацией  в  мощном  звучании  хора,  которое  затем  сменяется  горестным  оплакиванием    погибших.  В  этом  хоре  композитор  создает  собирательный  образ  воина – повествователя,  вкладывая  последовательно  прямую  речь  в  уста  солистов  (баса,  тенора),  затем  мужской  группы  хора,  которая  сочетается  с  солистом  в  контрастном  контрапункте.  Верхняя  часть  хорового  диапазона  оставлена  женским  голосам,  которыми  выразительно  имитируются  интонации  плача (см.   пример  №7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№7 Р.Щедрин «Я убит подо Ржевом»

 

  В  кульминации,  ярко  выделенной  внедрением  новых  гармоний  и  интонаций,  тональной  неустойчивостью,  все  хоровые  партии  сливаются  воедино,  объединенные  общим  ритмом,  фактурой  и  художественным  образом.  Гармонический  язык  изобилует  жесткими  гармониями,  диссонантность  которых  обострена  многочисленными  секундами  (в  большинстве  своем  неразрешенных).  Благодаря  этому  происходит  усиление  экспрессии  и  других  выразительных  средств,  способствуетвоплощению  трагических  образов.  Здесь  заметны  типические  черты  гармонии  Щедрина: обилие  аккордов  с  диссонирующим  побочным  тоном,  терпкие  параллелизмы  нон  и  септим,  опирающихся  на  прочные  функциональные  связи.

       Заключительный  хор  «К  вам,  павшие…»  звучит  умиротворяющее  тихо  и  вместе  с  тем  торжественно  -  как  реквием  и  величественный  гимн  погибшим.  Широкий,  величавый  хоровой  распев  финала,  массивная  хоральная  фактура  и  тональность  С – dur ,  символизирующая  финальное  успокоение,  подчеркивает  возвышенный  характер  музыки.

 

                                К  вам,  павшие  в  той  битве  мировой

                                За  наше  счастье  на  земле  суровой,

                                 К  вам,  наравне  с  живыми,  голос  свой

                                 Я  обращаю  в  каждой  песне  новой.

        В  этих  строках  заключен  этический  подтекст  -  преклонение  художника – гражданина  перед  подвигом  павших  воинов.  Финальный  хор  образует  с  предшествующим  ему  своеобразную  вопросо - ответную  пару:  третий  хор  заканчивается  вопросительной  фразой, а в финале   безраздельно  доминируют  утвердительные  интонации.  В  предпоследнем  хоре  повествование  ведется  от  лица  погибшего  солдата  и  обращено  к  живым  товарищам,  а  в   последнем  хоре  речь  от  автора  адресована  к  павшим,  «наравне  с  живыми»  Так  композитор  осуществляет  смысловое  и  композиционное  замыкание  цикла  (см.  пример  № 8).

 

№8 Р.Щедрин «К вам, павшие»

         

         



           В  хоровом  цикле   на  стихи  А.  Твардовского  сформировался  особый  принцип  вокализации  текста,  который  закрепляется    в  дальнейшем:  композитор  тщательно  избегает  в  пении  повторов  фраз  и  отдельных  слов.  При этом  достигается  естественность  и  правдивость  музыкальной  речи  в  пении.  Хоровая  музыка  Щедрина  рождается  целиком  из  текста,  как  мелодически  распетая  ритмизованная  речь.  Именно  начиная  с  Четырех  хоров  проявилась  важная  стилевая  черта  музыки  Щедрина,  где  особо  примечательны  диссонантные  созвучия  смешанной  структуры  -  аккорды  с  так  называемыми  внедренными,  или  добавочными,  секундовыми  тонами  -  в  изобилии  рассыпанные  в  кульминационном  из  Четырех  хоров    и  используемые  как  остроэкспрессивное  выразительное  средство.    По  таким  характерно – жестким  гармониям  угадывается  зрелый  стиль  Щедрина  даже  по  небольшим  фрагментам  музыки,  именно  с  Четырех  хоров  они  накладывают  на  музыку  печать  творческой  индивидуальности.

В  хоровом  творчестве  Щедрина  70 – х  годов  центральное  место  занимают Четыре хора на стихи А.Вознесенского.  Ясность  гражданственной  позиции  композитора,  постоянное  ощущение  пульса  современности  оказывают  решающее  влияние  на  выбор  литературной  основы  хоровых  сочинений.  Щедрин  ищет  темы  и  образы  для  своих  произведений  в  поэтической  лирике  своих  современников.  Огромное  значение  для  автора  музыки  имеют  острота  и  актуальность  тематики,  оригинальность  формы,  метафоричность  и  лаконизм  образов.

          Произведение  написано  для  смешанного  хора  без  сопровождения.  В  нем  композитор стремится  к  оригинальной  трактовке,  прибегая  в  ряде  случаев  к  новым  эффектам  для  яркого  воплощения  поэтического  текста.Среди  них - разнообразные  фонические  средства,  выразительные  ладотональные  сдвиги,  необычна  трактовка  хорового  эха.  Все  хоры  миниатюрны   по  размерам,   каждый  выдержан  в  одном  движении,  без  значительных  внутренних  контрастов.

            Первый  хор  «Тбилисские  базары» - энергичный  зачин  цикла,  колоритная  жизненная  зарисовка,  воссоздающая  в  звуках   гомон  и  сутолоку  южного  многолюдья.  В  рамках  куплетно-  строфической  формы  композитор  варьирует  два  построения:  одно   -  с  нисходящей,  другое  -  ссеквентно – нисходящей  мелодической  направленностью. Размеренное  чередование  длительностей  вначале  построения  сменяется  скороговоркой,  исполняемой  отрывистым  стаккатным  штрихом,  который  придает  звучанию  эффект  ударной  звончатости (см.пример  №9). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 9 Р.Щедрин «Тбилисские базары»

 

 

 

Гармония  хора,  как  всегда,  изобилует  диссонантными  созвучиями,  секундовыми  «гроздьями»,  которые  создают  эффект  фонической  ударности  -  наподобие  скандирования  слов  в  речи.  Преобладание  плотных  гармоний  отражает  пестроту  и  переливчатость  музыкальной  зарисовки.  Выделяя  яркость  кульминационного  момента,  композитор  поднимает  тональность  на  полутон  («Базары – пожары.Здесь  огненно,  молодо»).  В  завершении  хора  Щедрин  использовал  прием  структурного  расширения:  мелодически  восходящий  элемент  в  третьем  проведении  в  увеличении,  эффектно  выделяя  ликующий  финал(см. пример №10).

№10 Р.Щедрин «Тбилисские базары»

            



 

Хор  «Первый  лед»  служит  ярким  контрастом  по  отношению  к  первому,  он  переносит  нас  в  мир  внутренних  переживаний  личности.  Вместе  с  третьим  хором  он  образует  пару  миниатюр,  создающих  противоположные  по  настроению   разновидности  лирико-психологического  портрета.  Контраст  состояний   в  них   подчеркнут   различием  фона  действию:  холод  зимы  -   в  одном  случае,  жар  лета  -  в  другом.  Второй  хор  цикла  противопоставлен  первому  внезапной  сменой  темпа, омрачением  ладового  колорита,   сменой  динамики,рисующей  унылую  картину  зимнего  города.  На  первый  план  выступает  образ  выразительный,    психологически  тонкий,  воплотивший  нюансы   душевных  переживаний.  В  небольшой  миниатюре  композитор  создает    динамически  насыщенную  и  выразительную  линию  развития.

             Крайние  части  трехчастной  формы  воплотили  внутреннюю  застылость,  оцепенелость  образа,    для  них    характерна  относительная  ровность   мелодической  линии.  Интервалы  малой  и  большой  секунды  используются  как  варианты  возможных  оттенков  жалобных  эмоций

(см.  пример № 11). 

 

№11 Р.Щедрин «Первый лед»



       В  среднем  разделе  наблюдается  более  интенсивное  развитие.  В  таком  динамическом  решении  нашли  свое  отражение  запечатленные  композитором  эмоциональные  решения:  в  начале  и  конце – как  бы  созерцание  горестного  состояния  героини,  а  в  середине – передано  чувство  сострадания  к  ней.   В  соответствии  с  этим  в  музыкальной  ткани  чередуются  два  типа  интонационного  рисунка:  крайние  части  имеют  постепенно  развиваемую  мелодическую  основу  с  постоянным  возвратом  к  исходному  звуку. В  середине  мелодия  развернута  значительно  шире.  Большую  роль  в  передаче  незамысловатой  с  виду  истории  играют  интонации,  способствующие  периодическому  сгущению или  разряжению  эмоциональной  экспрессии.  Вертикальные  секундовые  сочетания  на  вводном  тоне  производят  в  кульминации  жестко – щемящий  эффект  ( «Ей обратно  одной,  одной…»).  В  репризе  композитор  формирует  комплекс  выразительных  средств,  передающий  тяжесть  первого,  быть  может,  глубокого  разочарования  героини:  периодически  звучит  лейт-гармония  холода  (тоника  с  задержанием  к  терции,  которая  не  имеет  разрешения),  мелодия  тоже  цепенеет,  застывая  на  повторяемом  квинтовом  тоне.   Возвращение  исходных  интонаций  и  созвучий  образует  естественное  обрамление  хора,  придавая  образу  четкую  закругленность  и  цельность.

  В  музыке  третьего  хора  («Горный  родничок»)    также  запечатлен  девичий  образ,  на  этот  раз – в  характере  беззаботном,  энергично – радостном.  Здесь  тема  юности  получает  развитие  в  оптимистическом  эмоциональном  строе. Форма  произведения  имеет  ясные  очертания  миниатюрной трехчастности.   В  основе  содержания  -  воплощение  грациозной  непосредственности,  наивной  простоты  юного  существа.  Его  черты  воплощены  посредством незатейливого  мелодического  рисунка,  прозрачной  фактуры,  ровного  ритмического  движения.   Изложение  темы  отрывистым  штрихом,  колкие  кварто – квинтовые  созвучия,  а  также    синкопированная  ритмика  сопровождающих  голосов,  накладываемая  на  ровное  движение  четвертями,  -   все  это  способствует  впечатлению  то  упругих  прыжков,  то  изящного  порхания.  В  кульминации  музыкальная  ткань  заметно  усложняется,  гармонии  становятся  все  более  наполненными,   диссонантно – красочными,  широкие  мелодические  скачки  перемежаются  «пятнами»  плавных  аккордов  (имитация  журчащей  воды)  (см.  Пример№12).

№12 Р.Щедрин «Горный родничок»

             

Здесь  посредством  традиционного  художественного  приема   художник  выражает  идею,  скрытую  в  подтексте  стиха:  прекрасное  видится  ему  в  облике  резвящейся  юности  как  неиссякаемого  источника  жизни:

Две  чудных  речонки,

К  кому  кто  приник?

И  кто  тут  девчонка?

И  кто  тут  родник?

 

              Лирическое  упоение  красотой  мира  непосредственно  переходит  в  своеобразное  завершение  с  многозначительной  смысловой   открытостью.  В  третьем  хоре  интонации  не  нарушают  впечатления  торжества  молодости  и  света,  тогда  как  в  заключительном,  последнем  заставляют  серьезно  задуматься  над  протекающими  в  мире  сложными,  неоднозначными  процессами.

              Последний  хор  цикла,  «Песня  вечерняя»,   становится  его смысловой  вершиной. Стихотворение,  положенное  в  основу  хора,  примечательно  оригинальной  формой  воплощения  идеи.  В  нем  поэт  выражает  тревогу,  озабоченность  будущей  судьбой  нашей  планеты,  ее  исторических  памятников,  природы,  всего  живого  на  Земле.  Он  вопрошает,  но  не  получает  ответа.  Вопросы  эти  напоминают  миру  о  нависающей  опасности  его  разрушения.  Особую  актуальность  этому  сочинению  придает  сочетание  гражданственного  и  лирического  начал  и  объясняет  его  роль  как  образного  центра   лирического  цикла (см.  пример № 13).

№ 13 Р.Щедрин «Песня вечерняя»

          


   Необычность  эмоционально – образного  строя  проявилась  прежде  всего  в  ладоинтонационной  и  гармонической   структуре.   В   мелодической   линии  наблюдается  чередование  плавного   опевания  и  неожиданных  поворотов,   угловатых  скачков  и  утонченного  лиризма  кантилены, а также драматизм  ораторской  декламации.  Наблюдается  ладотональная  неопределенность,  которая  наблюдается  и  в  вопросительных  интонациях  и  в    гармонии,  где  периодически  слышны  уменьшенные  аккорды.  Совсем  по-новому  использует   композитор  прием  хорового  эха.  В   отзывах  эха   у   Щедрина  сохраняется   только  ритмическое  и  словесное   соответствие,   тогда  как   интонация,  тембр  ирегистр  варьируются.  Не  совпадает   даже   число   голосов  в  вопросе  и   вторящем  ему  эхе.  Такая  трактовка  классического  приема   сопряжена  с  дополнительным  выразительным  эффектом:  здесь  эхо  олицетворяет  живые  голоса   природы,  своеобразно  воспринимающей  и  реагирующей  на  все  исходящее  от  человека (см.  пример №14).

№14 Р.Щедрин «Песня вечерняя»

 

 

Пафос любви и сострадание к земле, замечательным творениям людей достигает здесь своей высшей точки развития. Последние аккорды кульминации остаются без разрешения, символизируя томительно-безысходное ожидание. Заключительный хоральный эпизод звучит как печальный реквием по уходящей красоте земли. Затихающие финальные аккорды, просветленные одноименным мажором, напоминают о вечерней поре земного века.

 

Хор Щедрина “Русские деревни” создан на слова И. Хабарова. Стихотворение примечательно оригинальным поворотом патриотической темы, в нем сочетаются гражданственность и лиризм, что не редко встречается в ряде сочинений других жанров композитора. В литературной основе близким Щедрину оказалось выражение чувства сыновней признательности, любви к родине, представленные в облике деревни.

По смыслу этот хор – взволнованный монолог выражающий сокровенные мысли, исповедь, подсказанная инстинктом привязанности к земле, что живет в подсознании художника, отсюда – настроение сосредоточенной возвышенности и размышления. Ему соответствует неторопливый темп и в большинстве своем низкий уровень звучности (piano–четыре  piano). Для мелодики этого хора присуща причудливая, хроматическая гибкость, насыщенные диссонансами аккорды. Этим  средствам музыкальной выразительности сопоставляются разделы характеризуемые простотой и выравненностью мелодической линии, прозрачными диатоническими гармониями. Таким образом в хоровой фактуре Щедрина родился своеобразный лирико-патетический речитатив, который составил жанрово-стилевую особенность произведения и предал ему форму импровизационо-напевной хоровой псалмодии (см. пример №15).

№15 Р.Щедрин «Русские деревни»

 


Хор Родиона Щедрина “Стирала женщина белье”  на слова И. Ляпина показателен тем, что в основу легла некая бытовая прозаичность, но композитора привлек скрытый в подтексте психологизм, сочетание сюжетной неброскости, простоты с глубинным психологизмом. Желание правдиво отразить в произведении судьбу рядового человека с его заботами и тяготами, горестями и радостями всегда отличало передовое демократическое искусство, и в этом отношении Щедрин выступает продолжателем традиций. Здесь женский образ становится едва ли не центральным. Лаконичная бытовая зарисовка перерастает в лирический монолог. Общественные судьбы, невзгоды и страдания людей находят отклик в восприятии художника, становятся для него глубоко личными:

В моей душе та горечь вечна,

Та быль не порастет быльем.

В моей судьбе и эта речка,

И эта женщина с бельем. 

(см. пример № 16)

№16 Р.Щедрин «Стирала женщина белье»





     В музыкальной интерпретации образ  акцент сделан на внутреннем его содержании. Хор написан в простой трехчастной форме, в сравнении с простыми интонациями бесхитростного рассказа первой части середина выделяется большей патетичностью, экспрессией в  мелодии и гармонии, эмоциональной насыщенностью. В крайних частях преобладает свободно-имитационная фактура с последовательным вступлением голосов, символизируя монотонное однообразие движений. В  середине хора гомофонно-гармонический склад письма, монолитный хоровой ансамбль, который соответствует воплощенной речи от первого лица.

 

Хоры Щедрина созданные в 70 –е  годы образно обогащают мир отечественной музыки. Общей чертой хорового творчества композитора в этот период остается высокий интерес к современной тематике. Его отличает лаконизм выражения,  который сказался в обращении к малым формам, обращением к миниатюрности масштабов и тенденции в воплощении важных эстетических идей малыми средствами. И,   не смотря на скромность масштабов произведений,  развитие их устремляется к ярким драматическим кульминациям. Такие моменты особенно отчетливо выявляют индивидуально-стилевые признаки хорового письма Щедрина: особую экспрессивность интонаций, выразительную напряженность и плотность гармоний, позволяющие узнавать его музыку по нескольким тактам звучания.

 

В ряду сочинений последних лет с ярко выраженной новаторской трактовкой роли хора в построении образно-смысловой драматургии, выделяются оперы  «Мертвые души»(1977 г.) и «Боярыня Морозова» (2006 г.).  Написанные в разные  годы оперы, стали ярким явлением не только отечественной культуры, но и по праву приобрели значение  и статус отечественной классики. Музыка этих сочинений обладает яркой театральностью, музыкально-образной рельефностью, выразительным тематизмом, энергичностью ритмического плана,  красочностью звучания хора.

Опера “Мертвые души” написана на сюжет поэмы Гоголя. Главной музыкальной характеристикой образа народа становится широкая мелодия «Не белы снеги», написанная Щедриным на подлинный текст в духе русской протяжной ямщицкой песни. Именно песня «Не белы снеги» упоминается Гоголем в поэме. В создании народного образа Щедрин избирает нетрадиционную тембровую характеристику хоровых сцен, поручая исполнение песни двум солисткам с народной манерой пения и камерному хору, который располагается по рекомендации композитора в оркестровой яме на месте первых и вторых скрипок. Таким образом композитор создает особую краску звучания состоящую из трех тембровых составляющих: солистки (народная манера пения), хор(академическая), оркестр(без скрипок). Возникает ощущение истинной народности звучания. В опере«Мертвые души» Щедрин выступает как композитор-мастер, с  глубоким знанием русского фольклора, традиций русской классики и достижений современной музыки. Народно-хоровые сцены оперы отражают высокую степень владения композитором разнообразными техниками хорового письма, творческую изобретательность, неординарный подход к хору, как к участнику оперного действия.

Спустя три десятилетия, в 2006 году состоялась премьера оперы Родиона Щедрина « Боярыня Морозова». Обратившись к одному из драматических эпизодов русской истории, композитор создал уникальное по своей образной, смысловой глубине и философскому замыслу  произведение. Родион Щедрин так пишет о замысле произведения: « Омузыкалить трагическую страницу истории церковного раскола и возникновение старообрядчества на Руси, горькие судьбы его действующих лиц было моей давнишней  мечтой. Несколько раз приступал к работе, и всякий оставлял его, не находя, как виделось, верного подхода к жгучей теме. Лишь когда определился жанр замысла как  «Русская хоровая опера», работа заспорилась».

 Автор предложил нетрадиционную, новаторскую трактовку оперного жанра. Композитор обозначает жанр сочинения как « русскаяхоровая опера», тем самым акцентируя внимание на значение хора в создании музыкально-образной драматургии. Хор – действующее лицо и основной стержень повествования, он принимает на себя и музыкальную, и эмоциональную нагрузку. Роль хора в драматургии произведения многопланова: то разноликий участник событий, то комментатор, то аккомпанемент солистам, то контрапункт им.

На хор ложится и основная музыкальная нагрузка: хор ведет произведение и, не теряя своей тембральной определенности, создает различное по колориту звучание. В ансамбле с хором звучат солисты, труба, ударные, литавры. И опять Щедрин в этом произведении вновь предстает как композитор новатор. Нетрадиционная трактовка роли хора, звучание его как основы произведения, придает с излагаемым в опере событием монументальный характер и эпический размах.

Преобладание звучания хора, его особая роль в становлении и развитии драматургии придает произведению черты оратории. Именно отсутствие видимого сценического действия придает повествованию обобщенный характер, но при этом не мешает проявлении трагизма  и глубины переживаний. В этом сочинении композитор использует все художественные ресурсы звучания смешанного хора: разнообразие и выразительность тембровых сочетаний голосов, фактуры штрихов, полифонических приемов. Особое значение приобретает сложная, разнообразная фактура: ее многослойность, насыщенность несет в себе полноту и экспрессию эмоционального наполнения образной сферы сочинения. Именно хор определяет фундаментальный характер произведения. Музыкальный материал, его интонационная сфера, представлена своеобразным сплавом знаменного распева, плача, протяжной песни и других фольклорных источников. Все это Щедрин мастерски сочетает с типичными для него приемами музыкального языка и хорового письма. В некоторых эпизодах хор звучит по – инструментальному сухо, даже жестко, колко. Иногда в хоре используются не музыкальные средства исполнения- крик, скандирование. Уникальный художественный результат достигается в этом сочинении множеством выразительных средств, к числу которых в первую очередь относятся особая драматургическая роль хора. Оперы «Мертвые души и «Боярыня Морозова» это – яркие произведения Мастера, смело, талантливо и неустанно развивающего традиции отечественной музыки, расширяющего диапазон и горизонты художественных возможностей хорового искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Несомненно, приступая к обзору хорового творчества Р,Щедрина, понимаешь всю меру ответственности за полученный результат, отражаемый в глубине знаний учащихся, их восприятия. И поэтому, не случайно в подборе изучаемого материала, прослеживается некое единое художественно-эстетическая линия, как основная – отношения человека к событиям ВОВ, или как непосредственного участника событий, или переживающего боль и страдания своего народа, или это дань памяти безвременно ушедшим. Но методическая работа по предмету «Современная хоровая литература» безусловно, не может быть ограничена одной содержательной составляющей.  Мир людей, живущих полнокровной мирной жизнью, с ее радостями бытия, любовью к родине и земле - на которой родился и вырос, с ее красотами и очарованием – в понимании «этого» автором, через творческое преломление, выражена гражданская позиция замечательного мастера. Эти два направления, несомненно, возможно раскрыть (из соображения ограниченности учебного времени), в рамках учебного курса «Современной хоровой литературы», а изучение хорового творчества такого крупного композитора, как Р.Щедрин, есть та ступень в хоровом жанре, через которую начинающий музыкант - хоровой дирижер, может прийти к пониманию многих явлений современности, и открыть для себя необозримые горизонты музыкального мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА  И  ИСТОЧНИКИ

 

 

1.       Владимирцева Н.Н.  сб.  ХХVII  Международный  фестиваль  современной  музыки.  Щедрин  Р.К.  « Боярыня  Морозова»  М.  2006г

2.       Паисов  Ю.  И.   Современная  хоровая  музыка.  М.  «С.К.»  1991 г.

3.       Попова Л.  Сб.  Вопросы  русской  и  советской  хоровой  культуры.  «Традиции  и  новаторство  хоров  Р.  Щедрина»  М.1975 г.

4.       Тараканов  М.Е.   Творчество  Родиона  Щедрина.  М.  «С.К.»   1980 г.

5.       Холопова  В.Н.  « Кто  есть  кто  в  культуре»   Яндекс.  Словари.  2006 – 2007г.

6.       Щедрин Р.К. Хоры разных лет,  без сопровождения. М «СК» 1982 г.

Версия для печати
ГлавнаяНовостиАфишиСведения об образовательном учрежденииОб училищеАбитуриентамКонкурсы, фестивалиМетодические материалыКарта сайтаПротиводействие коррупцииКонтакты
Работает на Amiro CMS - Free