Березниковское музыкальное училище
Новости
12.02.18 

07.02.18 

26.12.17 


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Березниковское музыкальное   училище» (колледж)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие и охрана голоса в хоре»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

преподавателя отделения

«Хоровое дирижирование»

Т. М. Кочуровой

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Березники

2015г.

 

Содержание:

 

Пояснительная записка                                                                                    2

 

 

 

           Из истории хорового воспитания                                                                   4

                                     

        

         Практическая часть

 

                   - Психологические факторы                                                         8

                   - Вокально-техническая работа                                                     9

                   - Методические рекомендации                                                      12

 

         Заключение                                                                                                       15

 

         Приложение                                                                                             16

 

         Библиография                                                                                          21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

         Пение - это особая форма звукового общения, имеющая позднее, по сравнению с речью, происхождение. Певческий голос - величайший дар природы, который необходимо ценить, беречь и любить.

         Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства, занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, хоровое пение – наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества.

         Важнейшей задачей педагога хорового коллектива является формирование вокально-хоровых навыков (организации певческого дыхания, естественности в звукообразовании, правильной артикуляции и т.д.) От того, на- сколько грамотно будет осуществляться процесс развития и становления голосового аппарата, будет зависеть решение другой, не менее значимой, задачи - охраны голоса.

         Актуальность данной проблемы обусловлена появлением различных методик, предназначенных для работы с коллективом, иногда противоречащих друг другу. Начинающему хормейстеру трудно ориентироваться в многообразии методических  подходов. Важно понять, какие методы наиболее эффективны и целесообразны, особенно на первоначальном этапе обучения. Однако сам педагог, помимо знания методик, должен обладать верными вокально-хоровыми навыками и вокальным  слухом.

         Основные характеристики голоса, определяющие его индивидуальность – тембр, сила, звучность, выносливость, диапазон во многом даются от природы. Вместе с тем существуют большие возможности для развития  и улучшения  звучания голоса. Не всякое пение способствует развитию голоса. Не правильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порче голосов.

         Организация  учебно-воспитательного процесса в детском коллективе предполагает учёт возрастных особенностей и психологический фактор.

Умелое сочетание требовательности и доброжелательности со стороны педагога обеспечит желаемый результат. Главная задача хормейстера – быть предельно аккуратным в своей работе и чутким по отношению к детям.

         Целью данной работы является определение оптимальных условий  развития и охраны голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть.

 

Из истории  хорового воспитания.

 

         Хоровое пение в России всегда занимало особое место в искусстве и культуре русского народа.

         В русской дореволюционной, советской и современной школе накоплен огромный опыт певческого обучения детей.

         Центром образования в Древней Руси были монастыри и княжие дворы. Здесь с раннего детства обучали детей музыкальной грамоте и хоровому пению. Еще великий князь Владимир привёз из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов – учителей, славян по происхождению.

         В  открытой княгиней Анной Всеволодовной в Киеве в 11веке при  Андреевском  монастыре специальной женской школе обучали пению. «Около 300 человек молодых девиц обучали также писанию, ремёслам, швейному делу»(9.с.4). «Позже, в 11-12 веках, при Ярославе Мудром и Мстиславе, прибыли в Россию из Греции новые певцы, от которых русская церковь переняла «восемь гласов», приведенных Иоанном Дамаскиным в строгую систему. Вместе с напевами перешла к нам из Греции и безлинейная нотопись. Постепенно стало развиваться музыкальное образование. В 13 веке в Суздале существовало женское училище, которое организовала дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросиния».(20.с.7). В 15 веке немало таких школ уже было в Москве, Новгороде, Пскове. В других случаях певец сам брал к себе ученика. Выдающимися выпускниками, а затем и учителями певческой школы были братья Роговы. Савва Рогов занимался преподаванием церковного пения. Его ученики - Иван Нос, Федор Крестьянин основали школу у Ивана Грозного.

Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, возникающих в 15- 16  веках на Украине и в Беларусии. На основе этой школы впоследствии была организована Киево-Могилянская академия, воспитанником которой был Н. Дилецкий. Значительное место отводилось певческому обучению и в духовных училищах. Обучение хоровому пению детей происходило не только в плане общеобразовательном, но и в специальном.

Ещё в 13 веке Собор принял решение поручить церковное пение «специально обученным людям». Высокий музыкальный уровень обучения отмечается в этих школах. Уже тогда обучение пению осуществлялось по определённой системе.

         «Зарождению теории хорового пения способствовала не только практика, но и методическая мысль, ранее в области родной речи, позднее непосредственно в области певческого обучения»(9.с.62).

С давних времён на Руси устанавливалось взаимодействие в обучении речи и пению. В первых учебных книгах родного языка, в частности в указах к чтению псалтыря, рекомендовалось пение на распев, содействовавшее воспитанию важных певческих качеств - вокализации, распевности. Там же обращалось внимание  на воспитание навыков дыхания и высокого звучания. Правила пения встречаются в древней нотописи, включавшей не только указания к чтению нот, но и к способам исполнения.

Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России был хор Государевых певчих дьяков. На его основе была создана Придворная певческая капелла. Наряду с хором  Государевых певчих дьяков в 16 веке появляется хор Патриарших  певчих дьяков, предвестник Московского Синодального хора. Там были сосредоточены и замечательные детские голоса, набиравшиеся по всей России. Одна из первых специальных школ была организована боярином А. Матвеевым. В школе обучали музыкальным и театральным искусствам крепостных.     

«В профессиональные хоры постепенно вводились мальчики. Детские голоса стали особенно необходимы с переходом от древнерусского одноголосного пения (мужские хоры) к исполнению сложных произведений, сначала, в 16 веке, трехголосных песнопений, а позже – четырехголосных» (20.с.9).

Сложные произведения требовали от мальчиков профессиональных навыков, обширного диапазона, доходившего вверху до «до3». При обучении пению и при исполнении песнопений детское пение предпочиталось светлое, нежное и порицалось пение грубое.

В начале 17 века замечательный музыкант и педагог Н. Дилецкий ввел нотную систему обучения, которая, по свидетельству специалистов, приближается к современной. Он впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей в учебном пособии по музыке «Мусикийская грамматика», в котором требует понимания содержания песни и выразительного исполнения; рекомендует учителям исходить не из силы голоса, а находить меру его («меру гласа»), а также - заинтересовывать детей, обращаясь к их сознанию.

С появлением новых жанров: партесного концерта, оратории, сюиты, возрастает потребность в музыкантах- профессионалах. В августе 1738 г. по требованию двора гетман Украины прислал из своей резиденции в Глухове 11 «певчих» во главе с регентом Фёдором Яворским. 14 сентября 1738 г. был издан указ об основании в Глухове  певческой школы.

В начале 18 века развитие музыкальной культуры продолжалось, хорам требовалось все больше детских голосов, заметно усилилось стремление улучшить их качество.

Постепенно в процессе развития хорового пения складывались и основы вокального воспитания детей, с детских лет певцы приобретали прочные навыки правильного, свободного звучания – этого требовал стиль церковного пения. С древнейших времен применялась вокализация, вводились импровизационные украшения, что развивало гибкость голоса.

Во второй половине 18 столетия появляется методическая работа В. Манфредини  «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке», где он перечисляет и раскрывает ценные методические требования:

Рот при пении «растворять… умеренно, естественно…от этого зависит ясность голоса и чистое произношение слов».

Петь в среднем регистре, наиболее удобном для певца, «никогда не должно форсировать через силу…».

Надо петь напевно и додерживать звук (ноту по длительности) до конца.

Ясно произносить слова, уверенно, «крепко, а не в половину духа или между зубов».

Петь сознательно и эмоционально.

Отмечает положительный момент в русской школе - пение без сопровождения.      

«Набирать дыхание так, чтобы его никто не смог приметить»

Пение легато считает лучшим средством для начала обучения.

Мы видим, что знаменитые педагоги того времени начинали постепенно понимать певческий процесс и формулировать основные методические и практические рекомендации.

«Возникновение школьно-методической литературы в России, относят к началу 19 века. Такая литература появилась в то время, когда вокальное искусство в России достигло довольно высокого уровня. Попытка создать  самостоятельную русскую школу относится уже к XIX веку, в этом вопросе Россия отстала от Западной Европы на полстолетия» (20.с.15.).

В начале 19 века открываются регентские классы в Петербургской придворной капелле и Синодальном училище. В 30-40е годы появляются «Упражнения для уравнивания и усовершенствования голоса» М. Глинки и «Полная школа пения» А. Варламова. М. Глинка призывал к естественности и непринужденности в пении, к вокальному пению без форсировки. «Не тупое заучивание, хотя бы с листа, а постоянное осмысление памяти и контроля за этим…» – писал М. Глинка в «Упражнениях для усовершенствования голоса». Он рекомендовал предварительно укреплять середину,  а затем уже верхние и нижние звуки, данный метод получил название -  «концентрический».

В «Упражнениях» М. Глинки и «Полной школе пения» А. Варламова выражены все принципы, на которых основано пение, учтены особенности детского голоса. М. Глинка считал необходимым добиваться звонкого, серебристого  звучания голоса, ровного от первой до последней ноты. 

А Варламов руководствовался в значительной степени взглядами своего учителя Д. Бортнянского, у которого он обучался в Придворной певческой капелле. Д. Бортнянский, придя в капеллу, ввёл много нового. Например, «стали придавать значение  таким определениям пения как - «плавно», «величественно», «важно и медленно», «покойно», «подвижно»; вырабатывалась агогика, динамика и артикуляция.  Это была настоящая наука хорового пения.  Таким образом,  А Варламов в какой-то степени обобщил опыт хорового воспитания в России. Он обращал внимание и на начальный этап обучения. В 6-ой главе «о выдержанной ноте»  А. Варламов оригинально истолковывает приём дробления звука на одной ноте. Столько раз повторять, сколько хватит дыхания. В целом звук воспринимать связным, опёртым на дыхание. Исполнять на звуки:  «у», «а», «и». А. Варламов первым заявил о целесообразности обучению детей пению и с ограниченными вокальными возможностями. А.Варламов, как и М.Глинка, придавал особое значение слуху, артикуляции, напевности, не допускал форсировки звука, стоял за пение в удобной тесситуре.

В методиках того времени появляются указания на зависимость чистоты интонации от эмоционального состояния поющего, рекомендации «поддерживать веселое расположение духа учеников…».

Огромную роль в распространении музыкальной культуры в стране сыграло Училище правоведения, работа Бесплатной музыкальной школы, также начальное музыкальное образование давалось и учащимся народных школ.

Бесплатная музыкальная школа основана в Петербурге М. Балакиревым и Г. Ломакиным. Они хотели дать возможность талантливым бедным людям учиться бесплатно и, дав им музыкальное образование, составлять из них огромные хоры. В программу обучения входили «Элементарный класс», в котором учащиеся знакомились с основами музыкальной грамоты; класс сольфеджио и теории музыки; хоровой класс и класс сольного пения. Занятия проходили 3 раза в неделю, а общая хоровая спевка – по воскресениям. Существовала школа до 1917 года,  – это был центр передовых начинаний в области русского музыкального творчества и исполнительства. 

Форма русского хорового творчества, предполагавшая пение без сопровождения содействовала развитию кантилены. Из поколения в поколение складывалась определённая манера звучания детских голосов (естественная, высокая, звонкая.)

К концу 19 - началу 20 в. неуклонный расцвет концертного  исполнительства усиливает светские тенденции в искусстве, утверждаются новые эстетические критерии хорового пения. В это время происходит взлёт исполнительского искусства Московского Синодального хора под руководством В.Орлова и Н.Данилина. Это результат огромной работы в Регентских классах. Образцово велось пение в Казанской учительской семинарии, где впервые проявился талант С. Смоленского.      

Большой вклад в развитие хорового искусства внес известный хормейстер И.П. Пономарьков, который учитывал индивидуальные особенности каждого поющего.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

                                           Практическая часть.

 

                                        Психологические факторы.

.

 

 

Проблема обучения и развития  является одной из важнейших в педагогике, всегда занимавшей умы крупнейших мыслителей, ученых и педагогов. Наиболее важные исследования, давшие направление для изучения этой проблемы, были осуществлены Л. Г. Выготским в 1935 г. Он говорит о том, что обучение зависит от развития и опирается на уровень этого развития. Вывод: чтобы воздействовать  на развитие детей, обучение  всегда должно идти впереди развития.

Музыкальное развитие учащегося происходит в трех основных и взаимосвязанных направлениях — интеллектуальном, эмоциональном и исполнительском. Случаи доминирования одного из них приводят к одностороннему и менее эффективному развитию. Интеллектуальная сторона учебной и музыкально-исполнительской деятельности несомненна. Благодаря интеллектуальной деятельности можно устранить многие дефекты или решить какие-либо вопросы исполнительского плана (использование целесообразных движений, лишенных зажатости, умением упражняться разумно и эффективно).

Воздействие обучения на развитие оказывается эффективнее, когда учитывается актуальный уровень общего и музыкального потенциала учащегося. Особенность музыкального развития заключается в том, что оно чаще расходится с возрастом.  Большое значение имеет характер музыкальной одаренности, тип высшей нервной деятельности, актуальный уровень музыкального развития и наличие слухового опыта, способность к усвоению нового. Следует заметить, что наблюдающееся повсеместно явление акселерации относится также к музыкальному развитию детей.

Роль эмоций в музыкальном развитии (в музыкальной деятельности) исключительно велика. Музыка представляет неисчерпаемые возможности для познания душевного мира человека. В движениях опредмечивается, формируется и дифференцируется эмоциональная сфера самого исполнителя, с одной стороны, и совершенствуются выразительные средства, с другой.

Основное значение для музыкального развития имеет психологическая активность личности — глубокая сосредоточенность внимания на предмете музыкальной деятельности и направленная на ее реализацию система движений. Высшей формой активности являются напряженная умственная и эмоционально-волевая деятельность и пристрастное, увлеченное отношение к изучению и исполнению музыкальных произведений. Таким образом, принцип активности является одним из наиболее существенных принципов развивающих музыкальное обучение.

Исходя из особенностей музыкального обучения, важнейшим в организации педагогического процесса является принцип индивидуального подхода. Индивидуальный подход помогает педагогу выбрать методы воздействия, способствующие гармоничному развитию учащихся и активному руководству темпом их музыкального развития.

В системе средств воздействия мы выделили экстенсивные и интенсивные методы развивающего обучения.

К экстенсивным относятся специальные организации учебного процесса и единый учебный план, направленный на развитие потенциальных возможностей учащихся. Большое значение имеет рациональный выбор учебно-педагогического и концертного репертуара и специальные методы их изучения.

К интенсивным методам относятся методы преподавания и степень активности самого обучающегося. Это может быть следствием, последовательно повышающимся требованиям педагога к качеству исполнения и постановке все более трудных и сложных художественно-эстетических задач. Задача «развивающего» обучения заключается в том, чтобы осуществить взаимодействие этих методов.

Таким образом, важнейшими критериями музыкального развития является степень обобщенности способов действия, которые оказываются одновременно и критериями общей, художественной и технической зрелости музыканта.

 

Вокально-техническая работа.

 

Для того чтобы добиться правильного формирования вокально-технических навыков и постоянного их совершенствования, необходимы определенные навыки, приемы, методы.

Упражнения подбираются в соответствии с техническими задачами, с соблюдением принципа постепенности и последовательности усложнения вокально-технических навыков.

Можно выделить следующие навыки:

для начинающих;

для выработки певческого дыхания;

для выработки певучести;

для нахождения и усиления резонаторных ощущений;

для нахождения певческой опоры и певческого вибрато;

для выравнивания регистров;

для выравнивания гласных, отработки дикции и артикуляции;

для развития вокального слуха, музыкальной памяти и т. д.

 

Работа с подростками.

 

Дальнейшее развитие вокальных навыков.

1.Упражнение на развитие дыхания должны присутствовать в любом возрасте. Можно немного усложнить, брать на гласные «у», «о», «э» и др.

                           

Огороднов Д. Е. предлагает чередовать non legato и staccato, таким образом, лучше вычищается интонация.

2.Одним из основных упражнений можно использовать пение с закрытым ртом. Самое главное сохранить объем при пении с закрытым ртом. Можно представить внутри гласную «у» или «о», хорошо прочувствовать гудение в голове, попасть в носовые резонаторы.

Образцова Е. В.: «Я всегда пользуюсь закрытым звуком — пение М с закрытым ртом. Если у меня отзвучивают резонаторы, то я знаю, что я в форме…Носовая полость — один из главных резонаторов. Нельзя закрывать вход звука в нос, перекрывать».

Э. Карузо: «Очень многие певцы ежедневно упражняются с закрытым ртом, и я могу подтвердить полезность этих упражнений на личном опыте».

«Не пой в нос, но пой носом» — Морозов В. П.

Без выполнения этих требований пение с закрытым ртом совершенно бесполезно.

3. Выравнивание и округление звучания гласных, развитие «микстового» звучания, сглаживание регистров.

В вокально-технических упражнениях в любой их конфигурации — трезвучиях, гаммах, арпеджио, придерживаться основных правил:

         первый звук целесообразно начинать мягкой атакой в смешанном регистровом звучании с последующим развитием звука, поддерживая дыханием;

в широких интервалах нижний звук всегда должен звучать позиционно высоко, на уровне верхней ноты. Верхний звук — в высокой позиции, на хорошей певческой опоре в единой позиции, там же, где звучит и низкий звук.

Начать упражнение лучше с гласной «у». Она собирает звук.

 

Уместно в данном случае высказывание М. Яковенко:

         

«Если вы наверх идете,

Надо глубже опирать,

Если ж вниз идете вы, 

Не теряйте головы».

 

Развитие диапазона.

4.Работа над дикцией: выработка навыков энергичного произношения согласных и укрепление навыков единообразного формирования гласных.

Применяют различные скороговорки для активизации артикуляционного аппарата.

«От топота копыт пыль по полю летит»,

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,

«На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова посреди двора».

Скороговорки можно произносит говором, а можно обозначить звуковысотность (на одной ноте).

Для детей постарше можно применять упражнения на развитие  подвижности голоса.

 

Для одновременной выработки legato и staccato:

 

5. Развитие динамического диапазона. На одной ноте от «p» к «f», постепенное развитие и уход.

Внимание певцов должно быть направлено на то, чтобы тонус мышц голосового аппарата при пении пиано оставался таким же активным, как и при пении форте.

Таким образом, в процессе обучения пению внимание учащихся одновременно должно быть направленно:

На мышечную раскованность, раскрепощенность;

На концентрацию определенных мышечных усилий, активность мышечных движений;

На развитие всестороннего слухового внимания, на моделирование образа с определенным качеством звучания голоса, его высотой и выразительной интонацией.

 

Методические рекомендации.

                                                                                                                         

При приеме в любой хоровой коллектив, желательно выявить состояние здоровья детей (на основании школьной медицинской карты), возрастные изменения голосового аппарата в результате ларингологических обследований. Затем проверяют внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником хора способствует формированию хоровой культуры, помогает овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений. Индивидуальное певческое развитие – основа, на которой стоится хоровое воспитание, формируется любой детский или юношеский хоровой коллектив. Это принципиально отличает его от профессионального взрослого хора.

Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой хора, т.е. создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что  активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность. Такой настрой следует сохранять в течение всего урока.

Для деятельности голосового аппарата важно соблюдать певческую установку независимо от того, поют дети сидя или стоя. Правила певческой установки известны руководителям, соблюдать их в процессе пения школьники должны обязательно. Об этом им надо систематически напоминать.

Правильное воспитание певческого голоса учащихся происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокально-хоровая работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового.

Основным способом звукообразования при работе с детьми, подростками и юношеством должна быть мягкая атака. Твердая атака недопустима для детей младшего возраста. Для среднего и юношеского – даже при условии достаточной певческой продвинутости – твердая атака возможна только иногда, как отдельный изобразительный прием. Употребление твердой атаки как постоянного приема звукообразования нарушает равномерную работу дыхания, отрицательно влияет на работу голосовых связок.

Особое внимание следует уделять работе над качеством звучания детского голоса – развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, разборчивости, ровности. Важно помнить, что большой вред певческому голосу детей, подростков и юношества приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения.

Сохранение индивидуальности звучания детского голоса при занятиях в хоре приобретает особое значение. Как известно, от профессионального хора требуется слияние звучания по его окраске, а не только по силе, интонации, строю и т.д. В коллективе, состоящем из взрослых певцов-профессионалов, чьи голоса могут быть подобраны по тембру, такое требование – явление нормальное. Механическое же перенесение его на детский, подростковый и даже юношеский хор нельзя считать правильным. Поскольку голоса участников хоров находятся в той или иной стадии формирования, необходимо создание таких условий, которые способствовали бы его максимальному расцвету, а не нивелировке.

Индивидуальность в детских голосах в большинстве случаев выражена не ярко. И если их певческое развитие идет нормально, дети не поют форсированным звуком, в голосах нет носового или горлового призвука, то индивидуальность звучания не только не нарушает общехорового звучания, но и обогащает его. Удаляя большое внимание сохранению индивидуального тембра, следует требовать от участников хора слияния не по тембру, а только по звуковысотному интонированию. Сохранение индивидуальности звучания не мешает воспитанию в голосе свойств, объективно характерных для певческого голоса. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования.

Суть работы над качеством звучания голоса учащегося в процессе работы с хором, помимо сказанного выше, можно дополнить следующим: постоянный показ звучания, в котором бы присутствовали основные певческие свойства (показ педагога или пример ученика); анализ с учащимися тембров их голосов, выявление индивидуальности звучания, на этой основе формирование вокального тембрового слуха.

Следует помнить, что вокальные навыки формируются постепенно и это находит свое отражение в качестве тембра голоса: звонкость, полетность, вибрато – объективные показатели развитости певческого голоса, но и объективны ориентиры – сигналы, настаивающие деятельность голосового аппарата.

Степень владения певческим дыханием – один из основных признаков продвинутости учащихся. Его развитие происходит в процессе певческой тренировки и во многом зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений. Требования по развитию певческого дыхания при коллективном обучении могут быть следующими: вдох – спокойный, оптимальный, без поднятия плеч; выдох – спокойный, экономный, при сохранении вдыхательного состояния, без форсирования и специального «Выдувания», без напряжения и утечки воздуха; высокое резонирование также способствует развитию дыхательной системы, выполняющей и резонаторную функцию, равно как и правильное положение корпуса. Постепенно дыхание углубляется, приходит умение экономно расходовать воздух.

Активность, эмоциональность в меру – условия, необходимые детям для работы. Постепенно, в процессе тренажа, такой настрой становится привычная состоянием.

В целом вся работа должна строиться с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, подростков и юношества. При этом необходимо подчеркнуть, что в специальном певческом мутационном режиме нуждаются не только мальчики, но и девочки, начиная с предмутационного и включая весь постмутационный период до полного психофизиологического созревания девушек и юношей.

Большую роль в обучении пению играет пение без сопровождения инструмента (a cappella) и без поддержки голоса учителя. Эта форма специфична для хорового пения. Именное пение без сопровождения, как никакой другой вид музыкальных занятий, способствует развитию музыкального слуха, разных его сторон. Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов, составляющих хор. Несмотря на то, что пение a cappella– это не только высшая форма хорового искусства, но и наиболее органичное, чистое, естественное его проявление, одновременно это и наиболее трудный вид хорового исполнительства.

Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры участников хоров. Под влиянием самого произведения, характер работы над ним, в зависимости от личности преподавателя и его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуется внимание, память и другие качества учащихся.

Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений, любых качеств. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». Целесообразно также в целях экономии времени так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не только одну учебную задачу, хотя акцент надо делать на главном. В число упражнений входят и распевания. Их назначение: во-первых, «разогревание» голосового аппарата в начале занятия, во-вторых, решение задач вокального развития детей «в чистом виде» и концентрация их внимания только на этих задачах.

Наряду с тем, что разучивание произведений в какой-то мере возможно по слуху (это хорошо развивает память и умение быстро ориентироваться в произведении), все большее значение придается обучению детей чтению нот. Очень благоприятен для этого младший возраст. Поэтому на постановку этого дела в младшем хоре следует обратить особое внимание. Руководителю хора надлежит основательно ознакомиться с программой по сольфеджио и в своей работе опираться на курс хорового сольфеджио.

 

 

Заключение.

 

Изучение специальной литературы по теме данной работы, а также выводы, сделанные в ходе наблюдений учебного процесса, позволяет подвести некоторые итоги.

На протяжении столетий многие  выдающиеся педагоги вносили свой вклад в развитие методической мысли. Отдельные приемы и методы в обучении детей постепенно складывались в систему, на которую опирались последующие поколения.

Педагогические принципы вокального воспитания детей были заложены ещё в дореволюционной школе:

- необходимость осознанного пения;

- индивидуальный подход;

- систематизация и последовательность в обучении.

В этот период также были выведены основные характеристики детских голосов: лёгкие и звонкие по тембру, умеренные по силе.

В советский период появляется множество научных  исследований в области вокальной педагогики, в которых рассматриваются не только вопросы методики, но также вопросы, связанные с возрастными особенностями учащихся.

Современная музыкально-педагогическая наука, создавая новые методики, опирается на положительный опыт предыдущих поколений. Несмотря ни на какие нововведения, основные принципы остаются незыблемыми.

Целью данной работы было определение оптимальных условий для наиболее качественного развития детского голоса.

Первым условием, является профессиональная компетентность педагога-хормейстера, что предполагает широкую методическую оснащенность, позволяющую эффективно осуществлять развитие детского голоса.

Основные принципы:

- выработка грудобрюшного типа дыхания;

- удобная тесситура при пении;

- не форсировать динамический диапазон;

- ровность голоса с самого начала обучения;

- «концентрический» метод;

- соблюдение возрастных норм голосообразования;

- соблюдение временных рамок занятия (не переутомлять голос)

- прививать детям бережное отношение к голосу.

Немаловажным условием для достижения хороших результатов в пении является комфортная психологическая обстановка на занятиях. Доброжелательный тон, любовь к детям, чуткость, доступность информации,  вместе с тем, требовательность приведёт коллектив к прекрасным результатам.

Опыт показывает, что плохо продуманная репертуарная политика может негативно отражаться на развитии голоса. Таким образом, репертуар хора следует рассматривать как одно из условий, влияющих на достижение положительных результатов. Необходимо помнить о критериях отбора репертуара:

Художественность

Педагогическая целесообразность

Доступность и интерес

Приложение.

 

Несмотря на достаточно высокий уровень вокального воспитания в наше время, вопрос охраны голоса остаётся актуальным.

Л. Венгрус выделяет причины возникновения меопатического пареза голосовых связок (не смыкание связок):

1. Неточная вокальная тесситура;

2. Форсированный режим фонации;

3. Превышение реального диапазона;

4. Долговременное пение без учёта природы голоса;

5. Форсированная речь, крик;

6. Воспитание речи и пения вне техники, пение на бытовом уровне.   

Каждому хормейстеру необходимо знать о причинах и устранениях заболеваний голосового аппарата. Данная таблица, на мой взгляд, может существенно помочь педагогу.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Детонация — нарушение интонации в сторону понижения

Патология — болезненное изменение в голосовом аппарате.

Лечение заболеваний голосового аппарата.

Слабо развитый музыкальный слух

Воспитание, развитие музыкального слуха, ладовой устойчивости.

Напряженность дыхательных мышц.

Привитие навыков певческого дыхания, правильного фонационного выдоха.

Нарушение координационной работы голосового аппарата

Привитие вокально-технических навыков и координационной работы всех компонентов голосового аппарата — мягкой атаки при смешанном регистровом звучании, нахождении правильного певческого тона, близости звучания, звучания резонаторов, воспитание опоры звука, привитие певческого вибрато и кантилены, воспитание единой позиции звучания, применение различных гласных и согласных, показ правильного звучания.

Низкий эмоциональный тонус

Воспитание приподнятого эмоционального тонуса.

Горловое, открытое, плоское звучание.

Привитие свободного непринужденного звучания, организация работы и правильного положения гортани, раскрепощение мышц глотки и гортани.

Дистонация — нарушение интонации в сторону повышения

Патология и болезненное изменение голосового аппарата.

Лечение заболеваний голосового аппарата.

Слабые музыкальные навыки.

Воспитание музыкального слуха, ладовой устойчивости

Нарушение слуховой и мышечной координации.

Воспитание слуховой и мышечной координации, привитие вокально-технических навыков.

Форсировка звука.

Использование мягкой атаки, смешанного регистрового звучания, высокой и единой позиции звука, певческой опоры и т. д. Использование придыхательной атаки.

Форсировка дыхания.

Применение смешанного типа дыхания и правильного фонационного выдоха (легкого дыхания).

Зажатие глоточных и гортанных мышц (излишнее повышение гортани).

Раскрепощение мышц глотки и гортани при помощи зевка, полузевка, глотка, применение памяти вдоха, придыхательной атаки, показ звука педагогом, применение гласных «у», «о».

Голосовое звучание

Перегрузка и форсировка дыхания.

Правильная организация фонационного выдоха, пение на ощущение положения вдоха.

Форсировка звука.

Использование мягкой и придыхательной атак

Зажатие мышц гортани, глотки и мышц артикуляционного аппарата.

Раскрепощение мышц всего артикуляционного аппарата, в том числе глотки и гортани, нахождение правильного импеданса. Особое внимание уделить на близость звучания и звучания головного резонатора. Применение гласных у, о, а, согласных м, н, р, д, в, с, л, з, и динамики: меццо-пиано, меццо-воче. Использование упражнений в быстром темпе на вокализацию аспирато в быстром движении  на широких по диапазону упражнениях.

Гнусавость

Паталогия — паралич мягкого неба, вялость мышц мягкого неба, маленького язычка.

Врачебное вмешательство, активизация звука, мышц мягкого неба, небных дужек.

Болезненное состояние носоглотки.

Лечение заболеваний носоглотки, гортани лекарственным способом, закаливанием и применением упражнений рекомендованных врачом.

Неудобное строение твердого неба (наличие порожка при переходе от мягкого неба к твердому).

Применение согласных р, к, гх, п, в в сочетании с гласными е, э, и, давать упражнения на широкие интервалы, на близость и округленность звучания.

Вялое, сиплое звучание, подъезды и сползание тона

Паталогия.

Лечение.

Вялый тонус, леность.

Общеукрепляющие физические упражнения.

Отсутствие воли, терпения, внимания, желания.

Воспитание воли, внимания, терпения, трудоспособности, требовательности к себе.

Вялая работа мышц голосового аппарата.

Воспитание активности в подаче звука.

Придыхательная атака.

Применение твердой атаки или точной мягкой атаки звука.

Отсутствие опоры звука и опоры дыхания.

Особое внимание взаимосвязи опоры дыхания и активной работы гортани, резонаторов и артикуляционного аппарата. Применение приемов стаккато, маркато, нон-легато и мартелято.

Открытое, плоское, прямолинейное звучание

Отсутствие вокально-технических навыков, в том числе зажатость гортани, применение твердой атаки, отсутствие правильного импеданса и вибрато.

Привитие вокально-технических навыков — фонационного выдоха, опоры звука, звучание резонаторов, высокой позиции, певческого вибрато. Применение различных упражнений, воспитывающих певческие навыки.

Увлечение близостью звучания.

Применение округленности, мягкости и полетности звука.

Отсутствие певческой опоры и звучания резонаторов.

Применение различных гласных и согласных в различных  сочетаниях. Использование правильного певческого вибрато.

Пестрота регистрового звучания, переломы на переходных нотах

Использование только натуральных регистров.

Привитие вокально-технических навыков, смешанного регистра.

Перегрузка, форсировка звучания в грудном регистре и миксте, то есть на низких и средних звуках.

Выравнивание или сглаживание регистрового звучания на всем диапазоне. В случае использования натурального регистрового звучания на переходных нотах применять смешанное регистровое звучание за счет смягчения предыдущих нот грудного звучания и увеличения головного звучания, то есть с повышением тона уменьшать грудное звучание. Воспитание звука в единой высокой позиции.

Тремоляция — мелкая вибрация

Природная мелкая вибрация.

Исправлению поддается с трудом или совсем не поддается.

Форсированное дыхание.

Правильная организация фонационного выдоха.

Большое подсвязочное давление, в связи с этим зажатость глотки и гортани.

Привитие вокально-технических навыков, фиксация положения вдоха, мягкое певческое вибрато, смешанное регистровое звучание, ровность звуковедения, свобода  и непринужденность звукообразования. Применение гаммаобразных упражнений, а также трели на динамике меццо-пиано, меццо-форте.

Качание — крупная вибрация голоса

Отсутствие опоры дыхания и опоры звука.

Привитие вокально-технических навыков: привитие опоры звука и правильного певческого вибрато. Поддержка звука дыханием до конца фразы.

Аритмичность

Природный дефект.

Как правило не исправляется или исправляется с большим трудом.

Недостаточная тренированность музыкального слуха и ритма.

Использование упражнений на разный ритмический рисунок без пения и с пением.

Скованность всего тела и в связи с этим зажатость голосового аппарата и мимики лица.

Добиваться раскованности мышц тела, используя в пении различные движения тела, рук, ног: ходьбу, танец, улыбку, движение глаз, связь упражнений с художественными задачами.

Страх и неуверенность, отсутствие воли, терпения и самоконтроля.

Воспитание воли, терпения, внимания, заинтересованности, эмоционального тонуса.

Неверное понимание своих ощущений, мышечных и слуховых.

Воспитание правильных слуховых и мышечных ощущений, самоконтроля, воли и острого внимания.

Плохая, невнятная дикция

Эмоциональная вялость.

Раскрепощение и активизация всей мышечной системы, повышение эмоционального тонуса.

Плохая артикуляция, вялость и зажатость артикуляционного аппарата — челюсти, языка, мягкого неба, губ, квадратных мышц щек.

Привитие вокально-технических навыков. Раскрепощение и активизация мышц артикуляционного аппарата специальными упражнениями на дикцию и артикуляцию без пения и с пением, применение скороговорок.

Слишком большой язык, при котором плохо проговариваются согласные э, ж, ш, ф.

Возможно операционное вмешательство, подрезание кончика языка.

Слишком короткий язык и высоко твердое небо, при этих недостатках плохо проговариваются согласные р, л.

Возможно операционное вмешательство — подрезание уздечки языка. Произносить согласные коротко, четко, быстро, особенно в окончании слов.

                                                                                                                              

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.                                      

                                                                                                                                                                                       

1. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. М. 1979.                                                                             

2. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогике. М ., 1956.

3. Бандина А. В., Попов В.С., Тихеева Л. В. Школа хорового пения. М., 1981.

4. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. СПб. 2000.

5. Венгрус Л. А. Пение и фундамент музыкальности. НовГУ. 2000.

6. Виноградов К. П. Методы работы русских мастеров хоровой культуры XIX – начала XX столетия: Статья.

7. Виноградов К. П. работа над дикцией в хоре. – М., 1967. 

8. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. 1993.

9. Дмитревский Г. А. Работа с хором: Методика. Опыт. – М., 1972.

10. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М. 1972.

11. Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. – Л., 1951.

12. Емельянов В. Развитие голоса. СПб. 1997.

13. Ивановский Ю. А. Речевой хор. Ростов/ Д. 2002.

14. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. 1985.

15. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения. – М., 1969.

16. Левандо П.П. Хороведение. – Л., 1982.

17. Люш. Д. В. Развитие и охрана певческого голоса. К. 1988.

18. Локшин Д.Л. Хоровое пение в дореволюционной и советской школе. М. 1957.

19. Морозов Резонантное пение. М. 2001.

20. Назаренко И. К. Искусство пения. – М., 1968.

21. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до 21 века. М. 2003

22. Огороднов Н. Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. М. 1997.

23. Орлова Н. Д. Развитие голоса девочек. М 1960.

24. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л. И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

25. Павлищева О. Методика постановки голоса. – Л., 1964.

26. Пигров К.К. Руководство хором. – М., 1964.

27. Пономарьков И. П. Хоровое пение в школе. М. 1946.

28. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985. – Вып. 16.

29. Самарин В.А. Хороведение: Учебное пособие. – М., 1998.

30. Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1983.                                                                                                                                 31. Стулова Г. П. Работа с детским хором. М. 1997.

32. Федонюк В. В, Детский голос. М. 2004.

33. Халабузарь, Попов, Добровольская. Методика музыкального воспитания. М. 1989.

34.Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей: Научно – методическое пособие. – М., 1998.

35. Шацкая В. Н. Развитие детского голоса. ( Материалы научной конференции по вопросу вокально-хорового воспитания детей, 1961 года). М. 1963.

36. Шацкая В. Н. Детский голос. (Экспериментальные исследования). М. 1970.

37. Яранцева А. Г. Методические рекомендации по воспитанию певческого голоса. В. 1991.

Версия для печати
ГлавнаяНовостиАфишиСведения об образовательном учрежденииОб училищеАбитуриентамКонкурсы, фестивалиМетодические материалыКарта сайтаПротиводействие коррупцииКонтакты
Работает на Amiro CMS - Free