В России стартует Культурный марафон, посвящённый моде и технологиям
В этом году Культурный марафон состоится в
четвёртый раз и будет посвящён истории моды и роли технологий в её развитии. Эксперты приготовили для школьников, их
родителей и педагогов интерактивные тесты, творческие конкурсы и возможность
поучаствовать в научном проекте. Марафон пройдёт онлайн с 31
октября по 9 декабря 2022 года.
Организатор марафона – Яндекс при
поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации.
Участники познакомятся с историей моды и с
тем, как в ней отражаются культурные традиции и особенности регионов. Школьники
смогут попробовать себя в роли стилистов и собрать актуальные образы на основе
семейных архивов, а также узнают, например, какой цвет вошёл в моду после
освоения космоса, как появление фиолетовой одежды связано с химией, что такое
кика рогатая и как изобретение пластиковой бутылки изменило моду.
Важная часть марафона – исследовательский
проект по сбору уникального датасета архивных праздничных образов жителей
России. Это будет самая большая коллекция снимков с изображением нарядной
одежды, которая была популярна в России в разное время.
«Тематика культурного
марафона в этом году чрезвычайно интересна. Мода – действительно важная часть
культуры, которая как живопись или музыка может многое рассказать об обществе и
времени. История моды – это составляющая всего развития человеческой
цивилизации, которая очень красочно характеризует каждую отдельно взятую эпоху. Всероссийский проект познакомит участников с
эволюцией моды, расскажет о ее роли в развитии культуры и наоборот – о влиянии
культуры на моду», – отмечает заместитель
Министра культуры Российской Федерации Надежда Преподобная.
«В своей работе мы поддерживаем проекты,
направленные на изучение культуры и традиций нашей страны. Наряды, украшения и
предметы декоративно-прикладного искусства могут рассказать современному
поколению историю жизни различных этносов, познакомить с традициями наших
предков, дать понимание, как видоизменялась мода от региона к региону.
Благодаря Культурному марафону ребята не только исследуют эволюцию бытовых и
праздничных образов жителей России, но также приобретут полезные практические
навыки, связанные с обработкой больших объёмов данных», – отметил первый
заместитель министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
Присоединиться к проекту могут все
желающие – преподаватели, школьники всех возрастов и их родители. По итогам марафона
участники смогут выиграть призы, а самые активные получат приглашение на
вечеринку в метавселенной Академии Яндекса. Подробнее о Культурном марафоне
читайте по ссылке: https://education.yandex.ru/culture/
Куратором проекта стала Людмила Алябьева,
шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и академический
директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.
«За изменениями в повседневной или
праздничной одежде стоят и вековые традиции, и технологические прорывы, и
культурные переломы в обществе. Мода – это наглядное и доступное для восприятия
отражение истории и культуры. В моде культурное наследие тесно переплетено с
технологическими новшествами и личным творчеством, – поясняет Светлана Бочавер,
директор по продукту в Академии Яндекса. – Мы решили сделать с детьми
исследовательский проект и подарить научному сообществу масштабный датасет –
набор сведений о том, какую одежду носят в разных регионах России. Он поможет
историкам, культурологам и антропологам в их исследованиях, а школьники не
только познакомятся с культурными традициями и историей страны через моду, но и
попробуют себя в краудсорсинге и научатся применять современные методы работы с
данными».
Справка
Первый Культурный марафон прошёл в 2019 году и был посвящён миру
современной культуры. В 2020 и 2021 году темами стали культура народов России и
кинематограф. С каждым годом количество участников растёт: к прошлогоднему
Культурному марафону присоединился 1 миллион учеников и 50 тысяч
преподавателей.